Введение к рассмотрению темы для учителей

Понятие, противоположное равенству – это неравенство.

В каждом обществе признаки, усвоенные людьми, такие как навыки и доход, а также присвоенные признаки, такие как пол, возраст, раса, национальность, религия, имеют социальную ценность.

Так наз. усвоенный статус основывается на достижениях человека как индивида, он не абсолютен, может со временем меняться.

А вот присвоенный статус – это социально сконструированный и чётко зафиксированный признак, который не зависит от конкретных свойств индивида, а зависит от принадлежности к определенной группе.

Строгое разделение групп, противопоставление и разная оценка вызывает социальное неравенство относительно обладания ресурсами, власти и собственности, что в итоге приводит к низкому статусу различных социальных групп (в т.ч. людей с ограниченными возможностями, пожилых) и слабому привлечению к жизни общины. Это, в свою очередь, влияет на самоопределение, самооценку различных групп общества, а также на реальные отношения в обществе.

Из-за разного положения в социальной структуре женщины и мужчины имеют разные возможности и ограничения. У них разные ресурсы (материальные, временные, информационные), различный доступ к власти и процессу принятия решений, благодаря чему каждая социальная группа имеет разный статус в обществе.

Согласно современной концепции прав человека в расслоении общества на основе каких-то присвоенных признаков (пол, национальность, раса, инвалидность, сексуальная ориентация, возраст) проявляется как дефицит демократии, так и барьер для сбалансированного развития человека и полной реализации прав человека.

Самыми ценимыми являются три ресурса, которых нет в достаточной мере ни в одном обществе и которые неравномерно распределились не только между людьми, но и между социальными группами (в т.ч. женщинами и мужчинами).

Самые ценимые в обществе ресурсы:

  • власть – и способность навязать свою волю другим людям,    
  • престиж, статус – уважение и почтение общества и других людей,
  • собственность – богатство (время, деньги, информация, контакты и др. ресурсы).

Власть — это такой социальный ресурс, который всегда распределен неравно, либо в каких-то отношениях, либо в группе или в обществе.

Социальный статус сопровождается так наз. властью авторитета – президент, мэр города, партийный лидер и т.п., но также родительская власть над детьми, власть работодателей над работниками, власть учителей над учениками. Это не следует смешивать с властным влиянием одного или другого человека над людьми, которое основано больше на личных качествах, чем на социальном статусе (особый талант, умение общаться, манипулировать и т.п.).

Престиж зависит от уважения других людей, а это в свою очередь от того, что в обществе ценится и уважают – в наше время — это успех на рабочем месте, величина доходов, специалистов узких профессий, поскольку на рынке труда все больше появляется «цехов», «гильдий», требующих специального образования, таких как юристы, врачи. Иерархии этих профессий очень похожи во всех современных обществах. На оценку престижа работы в большей степени влияет и то, охвачено ли данной профессией по численности больше мужчин или женщин, например, как правило, рабочие места женщин имеют более низкий престиж[1].  Социальный статус, престиж создается и воспроизводится посредством почестей, например, Оскары, медали, награждение героев. Такое формальное внимание помогает сохранить систему стратификации.

Собственность – т.е. материальные ценности, которые показывают успешность человека. Это измеряется в основном посредством доходов.

                                                                                                                                                           

Гендерное расслоение, или иерархия по половому признаку – оценка социальной ценности человека на основе его пола, что ведет к неравному распределению власти, престижа и собственности в обществе.

Существующие в обществе стереотипные представления о характерных чертах той или иной гендерной группы, работах или правилах поведения влияют и ограничивают их участие в общественной жизни.

Например, работа человека и получаемая за нее зарплата, свободное время, черты характера, установки, также разрешенные и запрещенные действия/вещи распределяются в обществе Эстонии в большей степени по тому, рожден ли он женщиной или мужчиной.

Гендерная система иерархична, в ней мужской род находится на более высокой и женский род – на более низкой позиции. Все то, что знают и делают мужчины, более ценно, чем то, что делают и знают женщины. Мужчины и присваиваемые им задачи, роли, функции и ценности во многих аспектах более высоко оцениваются, чем женщины и связанное с ними. Все общество находится в плену этих предрассудков. Мужские нормы принимаются как нормы для всего общества, это отражается и в трудовой жизни, и в политике, в прочих структурах, которые часто невольно репродуцируют гендерное неравенство и негативно влияют как на выбор женщин, так и мужчин, на самореализацию жизни в целом.

Причины неравного статуса женщин и мужчин глубоко укоренились в культуре, пронизывая все области и структуры общества, начиная с использования языка до стереотипного образа мышления. Именно поэтому часто нельзя распознать дискриминирующие установки и стереотипы, сформированные представления считаются естественными, различия биологически определены и без специальных знаний, без исследований господствующий менталитет и гендерная идеология не оспариваются.

 Расслоение напрямую связано с социализацией и давлением гендерной идеологии, распространяемыми ценностями.

Посредством гендерной социализации передаются господствующие в культуре нормы маскулинности и феминности, четкие и стереотипные ожидания о том, какое поведение подходит для мальчиков и какое – для девочек. Социализация начинается с первого мгновения жизни, с созданием гендерно типичной среды и общением с ребенком, которое обусловлено биологическим полом.

На социализацию ребенка влияют социальная и культурная среда, в которой он растет, школа и семья, игровые группы, увлечения, друзья, СМИ, литература, сообщения, распространяемые в виртуальном мире и публичном языковом использовании и т.д.

Помимо идеологического измерения картины мира, на выбор, который делает человек в течение всей своей жизни, влияют особенности и жизненный опыт каждого индивида. Таким образом понятна и крайне большая вариативность в способах бытия женщин и мужчин.

В процессе социализации усваиваются культурные традиции и нормы поведения, которые ожидает общество от девочек и мальчиков, женщин и мужчин, на их основе формируется идентитет и самооценка. В основном люди адаптируются к социально-культурным ожиданиям в том плане, как их пол должен вести себя, одеваться, разговаривать и т.д. У девочек и женщин формируется более низкая самооценка, поскольку они втиснуты в рамки таких ролей, которые предлагают меньший опыт властвования.

У женщин, достигших высоких должностей, замечают их принадлежность к полу, контролируют соответствие гендерным нормам и неофициальным качествам, умениям, выбору (рождение детей, семейные обязанности, внешность и т.д.).

Процесс социализации более подробно раскрыт в издании „Ärka, märka, tegutse.“ [2]

Гендерное распределение труда в семье может быть обусловлено разными ресурсами времени. В среднем работающая женщина затрачивает на домашние работы на два часа больше, чем мужчина. Если, например, работы мужчин можно купить как услугу, то оплатить работу помощников по дому для большинства семей не под силу.

Слабый интерес отцов к использованию родительской зарплаты (родительскую зарплату использует прим. 2,5% отцов) можно с одной стороны объяснить постоянством традиционных гендерных ролей, которые конструируют образ «хорошего отца» прежде всего, как кормильца семьи. Временной вклад отцов в воспитание детей традиционно не считается таким важным, как у матерей. Решение, кто останется дома, зависит как от экономических, так и других причин. Четкая социально-политическая цель, которая предполагает, что отцы оставались бы с маленькими детьми дома, в отпуске по уходу за детьми, в Эстонии еще не поставлена. Это необходимо сделать, чтобы исправить положение молодых женщин на рынке труда, а также их возможностей в получении работы.

Расслоение характеризуют также различный выбор образования, работа в разных областях, рождение детей и уход за ними, возможности совмещения трудовой и семейной жизни. Главное гендерное неравенство в повседневной жизни как раз и проявляется в значительно большем объеме неоплаченной работы женщин и вытекающем из этого недостаточном запасе свободного времени – т.е. в ресурсе времени, которое женщины могли бы посвятить отдыху, развлечениям, хобби и самосовершенствованию.

Структура использования времени и его распределение в группах людей является одним из важнейших индикаторов качества жизни и благосостояния общества, особенно в призме наличия свободного времени. То, как ресурсы времени распределяются в разрезе полов, а также каковы временные пропорции в основных человеческих деятельностях в жизни женщин и мужчин, напрямую отражает каково состояние с гендерным равноправием в обществе, указывая одновременно и на статус женщины и мужчины, на властную позицию и доминирующую гендерную модель, как в семье, так и в обществе в более широком смысле. Данные исследований использования времени доступны на сайте Департамента статистики Эстонии и в соответствующих изданиях.

Гендерная система как совместное творчество членов общества – социальная конструкция.

Живущие в одном обществе женщины и мужчины, с одной стороны адаптируются к доминирующим гендерным ролям, гендерным стереотипам и гендерной идеологии, а с другой стороны, изменяют/адаптируют их согласно своим потребностям. Существующая иерархическая гендерная система бесспорно имеет влияние на возможности и выбор человека, в то же время ее можно изменить.

Социальное конструирование гендерной системы состоит из двух основных этапов:

  • принятие внешних норм (т.е. интернализация) и
  • деятельность согласно принятым внутренним нормам и ценностям (т.е. экстернализация) со стороны членов общества.

Принятие внешних норм.

Человек появляется в мире, где гендерные роли, гендерные стереотипы и гендерная идеология существовали уже до него. Ему не остается ничего другого, как принять их и привыкнуть к ним. Родители воспитывают своего ребенка нормальным членом общества и социализируют его первыми. Они учат, как девочкам и мальчикам подобает думать и действовать, а как — нет. Они также своим поведением являются примером для своего ребенка. В яслях, детском саду, во дворе, в школе, на работе и в других местах появляются другие люди, с которых развивающийся член общества в процессе социализации берет пример. Чтобы обеспечить плавную социализацию, раздают похвалу и наказания.

Часто принятие внешних норм как раз и происходит через более мягкое и опосредованное внедрение представлений и ментальных моделей.  Гендерная идеология закрепляется и формируется через распространение таких мнений, которые незаметно служат интересам доминирующей группы.

Поведение, согласно нормам и его распространение.

В один момент внешний мир и его нормы становятся для человека внутренними убеждениями и их выполнение становится потребностью. Человек высоко ценит одобряемые в конкретном обществе нормы бытия женщин и мужчин и старается свой выбор и дела держать в их соответствии, считая это своим свободным желанием. Поэтому он воспроизводит доминирующие гендерные роли и дает понять целому обществу, что стремление к ним заслуживает усилий. Таким образом, он требует и от своих соплеменников соответствующего поведения и обучает им и следующее поколение.

К усвоенным в детстве основным нормам существования женщиной и мужчиной в каждой новой ситуации добавляются детальные правила мышления и действий, которые характерны для существующей гендерной системы. Таким образом, гендерные отношения в каждой новой ситуации проявляются немного по-новому. Воспроизводство гендерной системы, т.е. повторное усвоение норм и передача в новых ситуациях – это пожизненная деятельность, и, таким образом, постоянно варьируемая.

Часто люди не осознают свою роль при воспроизводстве гендерной системы. Кажется, что система – самостоятельна и находится вне нас. На самом деле действие гендерной системы зависит почти от каждого члена общества.

Члены общества могут повлиять на гендерную систему, если

  • они ее осознают,
  • чувствуют закономерности ее действия,
  • ее оспаривают и
  • ее обсуждают.

 

[1]Восприятие человеком своей работы и своих умений не обязательно вообще будет совпадать — взаимоотношения с коллегами, особые навыки, взаимоотношения в семье помогают сохранить высокую самооценку самого человека.

[2] Ärka, märka, tegutse. Справочник о реализации норм закона о гендерном равенстве и об учете гендерного аспекта в учебной и воспитательной работе в общеобразовательных школах.  ENÜ, Tallinn, 2012 .http://www.enu.ee/lisa/476_arka_marka_tegutse_veebi.pdf